За вчера и сегодня написал эту статью, она размещена в жж - http://dubna-petrov.livejournal.com/41490.html
Выкладываю сюда целиком. Прошу прощения за много слов, но это вопрос, который сейчас чрезвычайно важен. Кстати, вопрос о сущности фашизма мы как раз обсуждали позавчера на Библиодне viewtopic.php?f=2&t=105
Текст:Сегодня, в условиях произошедшего на Украине вооруженного переворота и фактически начавшейся на территории исторической России войны, особое значение представляет точное и правильное определение сущности сторон разворачивающегося конфликта.
Националисты-бандеровцы стали ударной силой украинского мятежа, именно они перевели в вооруженную фазу существовавший на Украине политический кризис, вызванный, в том числе, объективно тяжелым социальным и экономическим положением народов Украины, коллективную ответственность за которое несет на себя вся постсоветская украинская власть, в том числе – и свергнутый бандеровским вооруженными отрядами при активной поддержке целого ряда стран Запада президент Украины В.Ф. Янукович.
Сегодня, когда украинских националистов-бандеровцев называют фашистами, а борьбу с ними рассматривают как продолжение исторической борьбы с фашизмом, это часто встречает активное несогласие – как со стороны людей, так или иначе поддерживающих совершившийся переворот, так и со стороны тех, кто не знаком с основами идеологии украинского национализма.
Поскольку именно украинский национализм является ударной силой начавшейся войны, мы обязаны рассмотреть сущность его идеологии и ответить на вопрос – является ли эта идеология фашистской.
Но прежде всего мы должны ответить на вопрос – в чем заключается суть фашизма и фашистской идеологии? Уже много десятилетий целым рядом либеральных историков и политологов делаются попытки исказить точное представление о сущности фашизма, представить фашизм как одну из форм консервативного радикализма или даже объединить фашизм с коммунизмом.
На самом деле, основа фашистской идеологии как идеологии антикоммунистической, антигуманистической и античеловеческой вообще – это расовый подход. Обязательная, сущностная основа фашизма – это идеологически обоснованное разделение всех людей на настоящих людей – «высшую расу», не вполне людей – «недочеловеков», и не людей вообще – «античеловеков», некую противоположность высшей расы и их абсолютных врагов, уничтожение которых является залогов успешного выживания и развития истинных людей, «высшей расы».
Эта расисткая основа фашизма может оформляться псевдонаучными или псевдомистическими рассуждениями, а, как правило – сочетанием и тех, и других. Разделение людей может осуществляться в некотором соответствии с их внешним обликов и этнической принадлежностью, как это было у классических фашистов первой половины – середины ХХ века, или по другим критерия, не имеющим прямого отношения к научному пониманию расы и этноса – по интеллектуальным способностям, по якобы присущим от рождения склонностям к «творческому» труду или по другим критериям. В любом случае, когда мы видим в основе идеологии убеждение, что среди людей далеко не все заслуживают такого определения и отношения, что люди объективным образом разделены на «высшую расу», «недочеловеков» и врагов-«античеловеков», мы имеем дело с фашизмом.
Так, для германских фашистов 1920-х – 1940-х годов, как и для их прямых наследников, высшей расой признается некая «арийская раса», к которой относятся, прежде всего, германские и англо-саксонские народы. Недочеловеками считают славян, народы Азии и Африки, коренные народы Америки и Австралии. «Античеловеками», врагами высшей расы, в этом мировоззрении являются евреи – поэтому одной из форм практической реализации идеологии германского фашизма стало массовое уничтожение европейских евреев по этническому признаку – Холокост. У фашистов из других народов разделение на «людей», «недолюдей» и «антилюдей» осуществляется, как правило, несколько иначе. Например, одним из основных положений украинского бандеровского национализма является отнесение к «античеловекам» не только евреев, но и русских – «москалей» и «жидов».
Итак, разделение человечества на людей и «недолюдей» или даже нéлюдей – это сущностная основа всякого фашизма. Все остальные признаки, которые традиционно выделяются у фашистской идеологии, являются вторичными и базируются на этом разделении. Так, например, для идеологии фашизма свойственен этатизм, поскольку именно фашистское государство мыслится в ней как тот инструмент, который позволяет «высшей расе» подчинить себе «недочеловеков» и расправиться с ее врагами. Для фашизма свойственен корпоративизм, поскольку эта борьба мыслится как общее дело всех людей «высшей расы». Непременным признаком фашизма является милитаризм, поскольку именно путем государственного насилия, агрессивной внешней и внутренней политики «высшая раса» добивается своих целей.
Одним из ключевых признаков фашизма является антигуманизм, поскольку гуманистические учения исповедуют противоположную фашистской идеологию, с точки зрения гуманизма человеческим достоинством обладает каждый человек, независимо от его расового или этнического происхождения, интеллектуальных или социальных характеристик. Для фашизма непременно свойственен антикоммунизм, поскольку именно коммунизм, понимаемый как высшая форма гуманизма и стремление к обеспечению возможностей для становления и раскрытия творческого потенциала каждой человеческой личности, является абсолютным антиподом фашизму в отношении к человеку, его прошлому, настоящему и будущему.
Разделяя человечество на людей, недолюдей и нéлюдей, фашисты обращаются к прошлому человечества – поэтому фашизму свойственен традиционализм и архаизация сознания. Но прошлое, которое возрождает фашизм – это не подлинное историческое прошлое, наполнено гуманистическими тенденциями и стремлениями начиная с самой ранней зари человечества. Это архитепическое прошлое, выявление и актуализация в душе человека до-человеческого, зверского начала. Фашизм реабилитирует это начало, оправдывая через такую реабилитацию любую жестокость к врагам «высшей расы».
Фашизм ищет в этом до-человеческом, зверином начале ту силу, которая позволит ему победить. И в этом плане фашизм также абсолютно противоположен гуманистической идеологии, мировым религиям и коммунизму, поскольку все они стремятся, напротив, к победе собственно человеческого начала в каждой душе, а фашизм противопоставляет этому разбуженного в человеке зверя, которому даются все права и возможности действовать, если эти действия направлены на господство «высшей расы».
Именно этот разбуженный в душе человека зверь и питает силу фашизма, и именно против этого звериного начала, а не против людей, пусть даже ставших носителями фашисткой идеологии, и должна быть направлена наша борьба: борьба не с человеком, а за человека. Мы никогда не должны забывать, что в каждом человеке может и должно победить истинно человеческое начало, что никто из людей, как бы глубоко он ни пал, не перестает быть человеком. Забывая это, мы сами можем стать фашистами.
Проанализируем идеологические основания украинского бандеровского национализма, чтобы понять, является ли его идеология фашистской.
Националистическое движение на Украине опирается на идеологию так называемого «интегрального национализма». Одним из основателей и наиболее известным его идеологом является Дмитрий Иванович Донцов (1883-1973). Ключевые положения его концепции, широко распространившейся в среде украинских националистов уже к 1930-м годам, легли в основу политической платформы Организации украинских националистов (ОУН), вождем которой стал Стефан Бандера. ОУН изначально была организацией, ориентированной на насилие как основной метод достижения своих целей и рассматривающей терроризм как одну из форм своей работы. На базе ОУН в ходе Второй мировой войны была создана Украинская повстанческая армия – УПА, ставшая основной вооруженной силой украинского национализма, которая принесла на землю Украины неисчислимые беды и была разгромлена только к 1950-м годам.
Современные националисты Украины являются активными продолжателями и деятельности, и идеологии ОУН-УПА, Стефан Бандера является для них центральной знаковой фигурой истории украинского национализма, в идеологическом плане националистическое бандеровское движение на Украине продолжает основываться на идеях «интегрального национализма» и, прежде всего, его наиболее известного идеолога Дмитрия Донцова.
Рассмотрим учение Донцова подробнее. В его основе находится тот же расовый подход, который является определяющим для фашистских движений всего мира. Донцов, как и многие расисты, является последователем псевдонаучной концепции «социального дарвинизма». По утверждению Донцова, «тот, кто представляет себе народы как определённые виды, которые, как и в органическом мире, обречены на вечную конкуренцию между собой, – тот ясно видит, что даже два из них не поместятся на одном клочке земли под солнцем… более слабый (в данный момент) будет вынужден уступить место более сильному… Теория Дарвина объясняет прогресс победой сильного над слабым в непрерывной борьбе за существование… Природе не ведом гуманизм и справедливость…» (Донцов Д. Націоналізм). Исходя из этих принципов, Донцов утверждает: «То, что мы называем выносливостью в борьбе за существование, просто монополия сильного – означает уничтожение слабого… Тот же процесс, какой мы наблюдаем в органическом мире, мы видим также в отношениях между высшими и низшими расами людей… Право природы – это право силы» (там же).
Как и многие идеологи фашизма, Донцов смешивает понятия «расы» и «нации». Объективно обусловленная борьба между расами, по его убеждению, постоянно реализуется в национальных войнах. Донцов пишет: «Стремление к жизни и власти превращается в стремление к войне… Стремление к войне между нациями вечно. Война вечна… Международная жизнь построена на борьбе, на постоянном движении, которое сменяет мир на войну и войну на мир… Война существует между видами, а из-за этого между людьми, народами, нациями и т.д.». Донцов призывает: «Будьте агрессорами и захватчиками, прежде чем сможете стать властителями и обладателями… Общечеловеческая правда не существует». Он пишет: «украинская идея состоит из двух частей: из ясно определённой цели и образа идеала, к которому она стремится… Желание властвовать над кем-то… украинская идея желает вступить в борьбу с другими за властвование, идеалом является экспансия» (там же).
Призывая украинцев к экспансии, Донцов утверждает: «жажда величия своей страны равнозначна жажде упадка своим соседям… От экспансии своей страны отрекается только тот, у кого полностью отмерло чувство патриотизма… Ибо овладение – это, прежде всего, жажда покорения» (Донцов Д. Націоналізм).
В книге «Дух нашей старины» Донцов объявляет «нордическую расу» потенциально высшим типом человека, являющимся исторической основой украинского народа.
Разделяя людей в соответствии со своими представлениями на расы-нации, Донцов утверждал и более глубокое разделение – на биологические виды. Согласно его убеждениям, далеко не все современных народы относятся к виду Homo Sapiens (Человек разумный). Согласно утверждениям Донцова, русские – основные враги украинцев, и к виду Homo Sapiens они вообще не относятся.
Именно русские занимают в идеологии украинского фашизма то самое положение «античеловеков», «нéлюди», которое у германских фашистов занимали евреи. Впрочем, как правило, украинский фашизм успешно сочетает оба этих понимания, вынося за грани человеческого мира и «жидов», и «москалей».
Донцов утверждал, что существуют «нации-завоеватели, которое творят историю… главной целью наций-завоевателей является царствование, устроение жизни согласно собственным представлениям, невзирая на то, сколько усилий народа понадобится в это вложить, не считаясь со связанными с этим жертвами» (Донцов Д. Націоналізм).
Как это является типичным для фашистских идеологов, псевдонаучный «социал-дарвинизм» сочетается у Донцова с псевдо-мистическими рассуждениями. В его книгах украинский народ называется избранным народом, ибо «он создан из той глины, из какой Господь создаёт избранные народы» (Донцов Д. Хрестом i мечем).
В своем основном политическом завещании – книге «Дух России», изданной в Германии в 1961 году, Донцов еще раз говорит о русских как об основном национальном и расовом враге украинцев. При этом он утверждает, что «идеология московитского коммунизма и идеология царизма – только две разных формы того же явления, собственно, того же феномена общего характера, который является ничем другим, как московитским мессианством, которое ведет войну против Запада». В этой войне, по мнению Донцова, именно украинцы являются «рыцарями» Европы, которые должны защитить ее от русских и добиться над ними победы.
Олег Баган, руководитель Научно-идеологического центра им. Д. Донцова, пишет в предисловии к первому украинскому изданию его книг: «Донцову удалось сформировать целые слои и поколения украинских граждан, которые антироссийскую идеологию… взяли себе на вооружение абсолютно. В то же время Донцов настойчиво предупреждал Запад о той опасности…, что надвигается на него из России. Об этом и свидетельствует книга «Дух России». Хотя, как оказалось, его предупреждения были бесполезны: Запад и тогда, в годы 1-й и 2-й мировых войн, и сегодня так и не осознал, что в действительности являет собой Россия как империя, какие яды и разрушения, моральные и культурные, она несёт».
Уже в 1923 году в статье «Фашисты ли мы?» Донцов безоговорочно заявлял, что тот «политический и морально психологический дух», которым дышат такие, как он, несомненно, является фашизмом. В работах 1930-х годов он продолжает прямо соотносить себя с фашисткой идеологией, и даже считает себя одним из основателей всего мирового фашизма. В 1935 году Донцов пишет своим оппонентам: «Вы и ваши приятели всегда обвиняли меня в подражании фашизму и гитлеризму. Ну так читай прессу фашистскую, читай же прессу римскую, берлинскую, прессу «франкистов», или «огневиков» в Париже. Там великая проблема нашего времени понимается как раз так, как понимаю ее я».
Таким образом, мы видим, что основной идеолог украинского бандеровского национализма Дмитрий Донцов пропагандировал расовую теорию, являлся фашистским идеологом и признавал себя таковым сам в своих работах. Также и другие идеологи украинского национализма уже в 1920-1930-е гг. признают свою идеологию фашистской. Основные организации украинских националистов в предвоенный период и в первые годы Великой Отечественной войны самым активным образом сотрудничают с гитлеровской Германией, пользуются ее активной помощью, находятся в полной идейной взаимосвязи с идеологией германского фашизма. В дальнейшем, по ходу войны, взаимодействие между германским и украинскими фашистами осложняется, Стефан Бандера находится некоторое время в «почетном заключении» в Германии, а УПА, наряду с боевыми действиями против советских войск и уничтожением мирного украинского, русского, еврейского и польского населения вступает в некоторых случаях в вооруженные конфликты с германской армией. Однако все эти внутренние конфликты ни в коем случае не были конфликтами разных сущностей или идеологий, а только текущей политической борьбой за власть и возможности на территории оккупированной Украины.
В течение всего постсоветского периода на Украине при активном попустительстве, а в огромном множестве случаев – и прямой поддержке государственной власти, осуществлялось оправдание и популяризация бандеровского национализма. Стефану Бандере в 2010 году даже было присвоено звание Героя Украины. И в украиноязычных, и в русскоязычных изданиях и средствах массовой информации на протяжении уже более чем двух десятилетий выходят многочисленные статьи, пропагандирующие идеологию Дмитрия Донцова, героизирующие Бандеру, оправдывающие и превозносящие деятельность украинских националистических организаций ОУН, УПА и многих других.
Современные украинские националисты выращены и выпестованы той самой властью, которую они сейчас свергли в Киеве в ходе вооруженного переворота. Они осознают себя наследниками украинских фашистов ХХ века и, несомненно, по всем основным положениям своей идеологии, своей теории и практики являются фашистами сами.
При этом украинский фашизм имеет антирусскую направленность, и именно в этом качестве активно используется в настоящее время целым рядом зарубежных сил, прямо заинтересованных в ослаблении и развале России.
Еще важнее в настоящий момент отметить, что украинский фашизм, несомненно, является не только антирусским, но и антиукраинским движением – как являлся антинемецким движением германский фашизм ХХ века. Под треск слов о великой германской нации, фашизм принес неисчислимые беды и горечи на землю Германии. Сегодняшняя война, которая уже ведется украинскими фашистами, может принести еще большие несчастья украинскому народу.
Бандеровский фашизм ни в коем случае не исходит из подлинных интересов украинского народа и не способен создать условия для его успешного и свободного развития. Это полностью деструктивная, антигуманистическая. античеловеческая идеология, которая как раковая опухоль разъедает тело народа, в котором она поселилась. Борьба с фашизмом, борьба до победного конца, борьба за победу над фашизмом как в социально-политическом пространстве, так и в каждой человеческой душе, является настоятельным требованием момента, и в этой борьбе братские народы Украины и России обязательно должны быть вместе.
Федор Петров (Дубна)
В огне брода нет, братья и сестры. Записывайтесь на сайт поддержки народа Украины в его борьбе с фашизмом - http://vognebroda.net/