Невероятна связь духовных отцов. Уже как то создавала дневник об игумене Мануиле из Церковщины под Киевом, который был духовным сыном о. Ионы (Бондаренко), мощи которого почивают в Ионинском монастыре, а о. Иона в свою очередь окормлялся у о. Серафима Саровского.
Читая жития старцев, их духовный подвиг начинаешь понимать слова Евангелия о то, как в последние времена Господь соберет своих чад. Казалось бы невероятно, как это может произойти? Но столько таких случаев когда после смерти того, или иного старца, его духовные чада не получив известий оказывались в одно месте.
Бывая в Киево-Печерской Лавре люблю подняться к Рождественскому храму, излюбленному месту ныне покойного митрополита Владимира. Храм, и рядом место упокоения очень многих монахов, священников, ктиторов, просто благодетелей Лавры, место удаленное от паломнических путей, тихое, сподвигающее на многие размышления о мире бренном и о спасении в мире духовном.
В этот теплый июль, сподобилась снова побывать перед праздником первоверховных апостолов Петра и Павла в Киеве, и так случилось, что попала на день памяти у упокоении митрополита Владимира на панихиду. Как то не планировала, к утрене не успевала, но ноги сами привели к храму Рождественскому, где у могилы митрополита Владимира служилась панихида. Людей было не так уж много, но было ощущение какой то необычайной теплоты и единения. Как нибудь создам дневник с фото (ну это если сил хватит на дневники). Но о самой Лавре и посещенных местах позже, а сегодня хотелось бы поделиться вот тем Духом духовного приемничества.
Речь пойдет о схимонахе Дамиане ( Корнейчуке), день памяти которого 11.07. так как о. Дамиан в этот день в 1954 году почил на 91 году жизни.
Цитата:
Схимонах Дамиан (Корнейчук) (13.10.1863–11.07.1954).
Дух старчества пока не угасает и течет в Церкви, как кровь по венам. Подобно удару молнии, благодать входит в сердца особых избранников Божьих. А потом от этого источника, как свеча от свечи, она распространяется по преемству от старца к ученику. Здесь уже важна непосредственность прямой передачи. Потому что не по книгам и не по личной инициативе получает преемник благодать, а от духа своего учителя – старца входит благодать в душу и передается по наследству.
Важно, чтобы вены преемства этой благодати старчества не оскудевали, не прекращали свое существование в той или иной Поместной церкви. Потому что вместе с оскудением старцев, приходит также увядание духовной жизни священства и мирян. Отсутствие старчества – это страшный предвестник начала умирания всей Поместной церкви.
Вот для этого и нам необходимо находить концы старческого преемства, идущего от древности до наших дней.
Имя Киево-Печерского старца, схимонаха Дамиана (Корнейчука), известно далеко не каждому. Но именно он стал тем связующим звеном, которое соединило старца Иону Киевского с такими известными подвижниками, как старцы Феодосий (Орлов), Илларион (Дзюбанин), Мардарий (Данилов).
Именно о. Дамиан напутсвовал на монашеский подвиг матушку Алипию (Авдееву), именно по послушанию матушка провела в дупле дерева несколько лет молитвы. Дерево это до сих пор сохранилось в Лавре, в этот раз мне показали где оно находится.
Как же мы крепко все связаны этим духом духовного наставничества.
От своего старца Ионы схимонах Дамиан воспринял дух благодатного старчества и передал своим ученикам, которые разнесли его по горным вершинам Абхазии, Грузии, Афона, в монастыри Украины и России. У старца Ионы Киевского было шесть келейников, но преемником старчества стал именно схимонах Дамиан.
Цитата:
Преподобный Иона Киевский.
Старец Дамиан был простым монахом, не имея даже священного сана. Он не был также и особо одаренным проповедником. Но что умел делать схимонах Дамиан, так это молиться. И этого было более чем достаточно. Как это часто бывает уже с детства, Евдоким, так его нарекли родители, был, что называется «поцелован Богом». Склонность к уединению, молитвенный настрой жили в нем с самых юных лет. Когда другие дети играли и озорничали, Евдоким читал Псалтырь и Библию. Поэтому, когда, повзрослев, он решил уйти в монастырь, это не вызвало ни у кого удивления.
Вызывало удивление другое: каждый раз, выходя из монастыря раз в год для посещения своих родных, он молча становился в красный угол у икон и молился там сутки напролет. В лучшем случае, он мог произнести своим близким лишь пару приветственных слов. Совершив молитву о живых и почивших сродниках, монах так же молча собирался и уходил. Но и к этому со временем родные привыкли.
Старец Дамиан, по описаниям знавших его людей, был высокого роста, худощавый и очень неразговорчивый. «Выдавить» из него хотя бы несколько слов было очень непросто. Учил он людей не словами, а самой своей жизнью. Очень строгий аскет, молитвенник, старец всем своим видом вызывал у людей чувство благоговения. А если и говорил, то только то, что было нужно сказать.
Цитата:
Протоиерей Михаил Макеев.
Духовное чадо старца Дамиана, известный киевский духовник протоиерей Михаил Макеев, рассказывал, что был свидетелем того, как старец, посмотрев на тогда еще молодого священника, будущего митрополита Филарета Денисенко, с грустью в голосе сказал: «Предашь ты нас. Много горя принесешь Церкви».
Ученик старца Дамиана, иеромонах Мардарий (в схиме Алексей) Данилов, говорил о том, что старец видел людей насквозь. Ему не нужно было ничего рассказывать. Только взглянув на человека, он знал о нем все. Ну а взгляд его глаз был таковым, что не каждый мог его выдержать. Казалось, что не старец, а пламенный дух другого мира смотрит прямо в твою душу. Это и не удивительно, если учесть, что его учитель – старец Иона Киевский – был прямым учеником и преемником преподобного Серафима Саровского. Да и сам преподобный Серафим, прежде чем пойти на подвиги в Саровскую пустынь, получил благословение у Киево-Печерских святых. Так дух великих святых почил в старце Дамиане, сделав его вместилищем великой огненной благодати.
Схимонах Дамиан, как и подобает святому, скрывал от людей свои дары прозорливости и чудотворений. Он редко говорил о будущем, которое раскрывалось перед его внутренним взором. Но однажды он все-таки изрек одну фразу, на которую я бы хотел, чтобы обратили внимание наши читатели.
Старец сказал, что ближе к концу времен Господь просеет православных на нашей земле через два сита. Это будут сильные искушения, которые разделят людей, и те, кто их не выдержат и не устоят в духе истины – отпадут от Бога.
Что это за искушения можно легко теперь понять.
Сам старец жил в Киево-Печерской лавре очень замкнуто, строго, не выходя даже к братской трапезе, посещая только богослужения.
Осталось множество благодарных воспоминаний о схимонахе Дамиане от тех людей, кому удавалось пообщаться с этим подвижником. Приведем лишь одно из них:
Ириада Авралева, будущая схимонахиня Ирина (1924-2004 гг.), пришла к старцу сразу же после окончания Великой Отечественной войны.
Кстати жизнь матушки Ирины наполнена была невероятных трудностей, которые матушка перенесла, как и предрекла ей Божья Матерь, когда о. Дамиан о ней молился
Очередь к отцу Дамиану, как вспоминала матушка Ирина, стояла огромная. Многие люди искали ответа о судьбе своих близких, искали совета о том, как строить свою дальнейшую жизнь. И вот она видит, как открываются двери его кельи, и старец, минуя всех людей, идет прямо к ней. Заведя Ириаду в свою маленькую комнатушку, он открыл перед ней всю ее жизнь. Рассказал о том, что она будет монахиней, что будет гонима и от своих, и от властей, о том, как много ей нужно будет перенести в жизни скорбей и лишений. Повернувшись к иконе Богородицы, старец спросил: «Матерь Божия, как она все это выдержит?» А потом, посмотрев на Ириаду, произнес с теплотой в голосе: «Матерь Божия сказала, что все выдержишь».
Цитата:
Могила старца Дамиана на киевском Байковом кладбище расположена в 30 метрах от Воскресенского храма.
Задолго до своей смерти схимонах Дамиан знал день и час своего отшествия к Богу. Поэтому и приготовился к нему заранее. Раздав все свое скудное имущество, старец почил на девяносто первом году жизни 11 июля 1954 года. Погребен он на Байковом кладбище г. Киева. В день его блаженной кончины многие верующие собираются на могиле старца и есть много свидетельств благодатной помощи, получаемой по молитвам к этому избраннику Божьему.
Вот такая связь времен. Господь не просто так сводит людей, или расходятся люди, не просто так. Стоит ли искать мирское, которое разъединяет, очевидно следует помнить пророческие слова о. Дамиана о том, что "православные в последние времена будут просеяны через два страшных сита." О. Дамиан всю свою келейную жизнь в Лавре имел послушание у иконы Божьей Матери Успенской, когда ее опускали для поклонения. Невозможно не поверить словам старца слышащим слово Божьей Матери. Всех с праздником памяти иконы Божьей Матери Казанской{#}Духовной радости и спасения в Боге. (с) Инет