Когда появляется образ врага, неминуемо начинается схватка. Но откуда эта идея взялась сейчас, в благополучное время? Что произошло сто лет назад и как это повлияло на наш народ?
- Мы долгое время живем без войны, без репрессий, без тотальной разрухи, без голода и даже без серьезного гражданского противостояния. Можно сказать, что последние тридцать лет мы живем в России в наиболее благополучных условиях, в том числе и в условиях определенной свободы, возможности путешествий, выезда за границу, в условиях частной собственности, которая снова появилась у наших граждан, в условиях свободного выбора способа своей жизни, устроения своей семьи. Мы должны об этом крепко задуматься и сердечно за это все поблагодарить Бога.
Эти вещи созидаются довольно сложным путем, страна прошла через такие страшные испытания, что, казалось бы, опыт страданий, потерь, горя, преодоления трудностей должен был запечатлеться чуть ли не генетически на новом поколении людей, которые живут сегодня. Но нет. Привычка к благополучию, привычка к миру, к тому, что так и должно быть, лишает человека внутренней бдительности, понимания того, что мир очень хрупок и благополучие непостоянно.
Мир находится в подвешенном состоянии, чуть-чуть – и все может рухнуть. Мы это видели на примере локальных конфликтов, которые происходили с переломом политической системы в нашей стране в 1990-е годы, жутких, страшных Афганской, Чеченской войн и теперь уже тех войн, в которых локально участвуют наши граждане, на Юго-Востоке Украины или в Сирии. Глядя на то, что творится там, понятно насколько этот мир становится хрупким.
К сожалению, риторика войны, военизированного патриотизма, игры в «войнушку» на разных уровнях, на уровне разговоров, лозунгов, героизации ее как таковой лишают человека внутренней бдительности и ощущения того, что от него тоже многое зависит в сохранении мира, в том числе собственного мира по отношению к ближнему своему, человеку другого мнения, иной культуры. Мы так легко согласились на то, что у нас снова будут враги. Идеи врага не хватало, чтобы подтвердить идею нашего благополучия. А там, где возникает идея врага, рано или поздно начинается схватка, битва. Мое сердце полно тревоги. Конечно, упования на Бога в первую очередь, но и тревоги, потому что, Бог не будет решать за нас наши проблемы, не будет хранить тогда, когда мы сами себя не храним. Такой долгий период мира, долгий период движения к этому миру…
Вспоминаю советское время, которое во многом было безбожным и для меня неприятным, неприемлемым, но тем не менее лозунг «Миру мир» и призыв к разоружению звучали именно тогда. Тогда и Церковь участвовала как посредница в налаживании отношений между странами Востока и Запада. А противостояние между соцлагерем и лагерем капиталистических стран было гораздо более очевидным, потому что холодная война шла на ясном, идеологическом уровне, сами идеологии социализма и капитализма были враждебны друг другу.
Сейчас нет до такой степени враждебных идеологий, но есть другие идеологии, которые ничем не лучше, чем социалистическая, вполне воинственная, боевая, в которой предполагалось, что будут мировые революции, а путь себе надо прокладывать «штыками и картечью». Теперь нет на это никаких идеологических оснований. Но геополитика и игра мускулами, противостояние стран по принципу государственной гордыни – кто круче, сильнее, кто кому «покажет Кузькину мать» – это не в меньшей степени наблюдается. В том же телевизоре постоянно жуткий накал страстей со стороны людей, которые Бога не боятся и не стыдятся, берут на себя ответственность говорить на весь мир странные вещи в агрессивной интонации. А Господь сказал, что за всякое праздное слово даст человек ответ на Страшном суде, а за слово агрессивное, разделяющее, разрушающее, которое сеет вражду, тем более придется дать ответ Богу. Тот, кто хочет нас разделить, - сатана. В Евангелии Христос говорит апостолу Петру: «Сатана просил сеять вас, как пшеницу», — то есть совершенно рассеять, сделать друг другу чужими, разделенными, потому что каждого по одиночке он сможет склевать.
Все это сегодня как игра в кукольном театре, когда кажется, что есть разномыслие, что люди просто находятся на разных идеологических или нравственных позициях, но посмотришь, как люди поносят друг друга в комментариях в соцсетях, и понимаешь, что ничем они друг от друга не отличаются. Их политическая позиция, будь она консервативной, либеральной, религиозной, общественной, правозащитной – какой угодно, в противостоянии слов оказывается равна другой только потому, что люди выражают свое мнение на языке ненависти и вражды. А раз звучит язык ненависти и вражды, никакая идея не может быть воспринята как идея нравственная, настоящая, за которую можно уцепиться. Нахожусь в недоумении оттого, что люди, которые позиционируют себя носителями истины, в том числе и религиозной, борцами за справедливость, отстаивают, как им кажется, правоту на языке сатанинском. Тем самым они уничтожают любое пространство для диалога, для взаимопонимания. Действительно, гражданская война начинается прежде всего в умах и душах.
Дальше здесь
http://trinity-church.ru/prior/articles/статьи-и-интервью-2018/мир-становится-хрупким