Французские SOMUA S 35 (в вермахте получили обозначение Pz.Kpfw. 35 S (f)Цитата:
Один из трофеев, тут же введённый немцами в бой. 1940 г. По итогам Французской кампании мая-июня 1940 года в руки немцев попали 297 SOMUA S 35 в различном техническом состоянии — более двух третей от общего выпуска.
Цитата:
Типичный Pz.Kpfw. 35 S (f) с немецкой радиостанцией и переделанной командирской башенкой.
Цитата:
Pz.Kpfw.35 S (f) в составе бронепоезда Panzerzug 30. Виден крюк, к которому при помощи цепи танк крепился на платформе. Использовавшиеся в качестве средства усиления бронепоездов Pz.Kpfw.35 S (f) перевозились на открытых платформах, нередко прикрытых с бортов броневыми листами. Внешне их довольно легко отличить от обычных трофейных SOMUA S 35. В лобовом листе рубки крепился специальный кронштейн, за который танк крепился на платформе. Танки получили большие балочные кресты, в том числе и на лобовом листе корпуса, чтобы случайно не подбили свои же. Кроме того, все танки имели трёхзначные башенные номера. Первые две цифры означали номер бронепоезда, а последняя — номер машины в его составе. Например, на Panzerzug 28 служили танки с номерами 281–283.
Цитата:
Танк с бронепоезда Panzerzug 28 в ходе боёв за Брест в июне 1941 г. Н заднем плане виден брошенный советский БТ.
Цитата:
Захваченный уже у немцев танк с башенным номером 271. НИБТ Полигон, лето-осень 1942 года. В переписке танки обозначались как «французский танк «Сомуа» или «средний танк «СОМУА». Было составлено краткое техническое описание машины, изучались отдельные её элементы и детали. Например, изучался трак, который, впрочем, интереса у исследователей не вызвал. Также силами полигона изучались корпус и башня. К слову, конструкция корпуса, собираемого на болтах, советских специалистов заинтересовала — но в целом для промышленности танк оказался не интересен. Из-за большого количества дефицитных присадок никеля и молибдена не интересной для советской промышленности была и броня «Сомуа».
Цитата:
Второй танк с башенным номером 273. Позже его отправили на выставку трофеев в Парк им. Горького г. Москвы.
Цитата:
Танк с башенным номером 121 из состава 211-го немецкого танкового батальона, захваченный советскими войсками в бою 9 сентября 1944 года. Осенью 1944 года, после того, как Финляндия подписала с СССР соглашение о перемирии, началась Лапландская война между Финляндией и Германией. В ней и были задействованы 211-й и 214-й батальоны. Танки 211-го танкового батальона к тому времени были покрыты антимагнитным покрытием, известным как циммерит. Главной проблемой для немецких батальонов стали не финские войска, а Красная армия. Трофейным танкам пришлось столкнуться с 38-й гвардейской танковой бригадой, вооружённой танками Т-34. Вечером 9 сентября 1944 года в районе Миоккалахти-Куолаярви произошёл бой, в котором было уничтожено три Pz.Kpfw.35 S (f), часть оставшихся немцы просто бросили. Среди трофеев оказался танк с башенным номером 121. Эту машину с серийным номером 10672 доставили на НИБТ Полигон. До службы у немцев она успела повоевать в составе французской 3-й DML (лёгкой механизированной дивизии). Ныне этот танк находится в экспозиции парка «Патриот».
Цитата:
Танк из состава 23-й танковой дивизии на параде в Париже, 1942 год.
Цитата:
Командирский танк Pz.Bef.Wg. на базе Pz.Kpfw.35 S (f).
Цитата:
Артиллерийский тягач, всего в них было переделано 60 SOMUA S 35. Тягачи использовались для буксировки тяжёлых артиллерийских систем. Переделка была очень похожа на ту, которой подвергались учебные машины. Демонтировать с танка могли либо только башню, либо башню с подбашенной коробкой. Высвободившиеся башни использовались в качестве средств усиления оборонительных сооружений на Атлантическом валу.