«Армия папаш» — последний оплот Британии6 сентября 1944 года британское правительство постановило прекратить обязательную военную подготовку ополчения Хоум Гард, прозванного на острове «армией папаш». «Папаши» практически не участвовали в боевых действиях на фронтах Второй мировой, однако успели хорошо запомниться своей изобретательностью.
Впервые речь о сборе добровольцев-ополченцев для обороны зашла в Великобритании в 1937 году. Капитан Том Уинтрингам, вернувшийся с фронтов гражданской войны в Испании, написал книгу «Как реформировать армию», в которой предложил, помимо прочего, создать двенадцать дивизий, по структуре и сути сходных с Интербригадами. Эти дивизии предполагалось формировать из добровольцев, желающих воевать за правое дело. Уинтригам призывал собрать сто тысяч добровольцев, но на тот момент британские военные не видели в этом нужды, поэтому призыв остался без официального ответа, хотя в целом книга командование очень заинтересовала.
Всё поменялось, когда началась Вторая мировая война и над Британией нависла прямая и очевидная угроза немецкого вторжения. Было ясно, что одних лишь регулярных войск для противостояния этой угрозе не хватит. После продолжительных дебатов решение было принято официально, и 14 мая 1940 года сэр Энтони Иден, секретарь военного правительства, выступил с радиообращением, в котором призвал всех мужчин в возрасте от 17 до 65 лет, не состоящих в рядах вооружённых сил, но желающих помочь стране отразить немецкую агрессию, обращаться в полицейские участки по месту жительства для записи в LDV (Local Defence Voluteers, «Местные силы обороны»). 22 июля того же года по настоянию Черчилля эта организация была переименована в Хоум Гард (Home Guard, дословно — «Оборона дома» или «Оборона родины»). В народе она, впрочем, быстро получила прозвище Dad's Army («Армия папаш»), так как большинство её бойцов были весьма солидного возраста.
Добровольцы LDV. У большинства — боевые награды Первой мировой на грудиЦитата:
Женщины в ряды Хоум Гарда официально не принимались, но фактически существовал ряд неофициальных организаций, где желающих представительниц слабого пола обучали обращению с оружием и основам тактики. Наиболее известной из них была WHD (Woman's Home Defence, «Женская самооброна»).
Поначалу ополченцам не хватало буквально всего — даже униформа была роздана далеко не сразу. Первые несколько месяцев добровольцев снабжали лишь повязками с надписью «LDV» или, позднее, «Home Guard». Вместо винтовок для первоначальных тренировок использовались вырезанные из досок макеты, а то и вовсе черенки от лопат. Во многих городах ополченцы вооружались самостоятельно — охотничьими ружьями или даже музейными экспонатами. Если бы немцы высадились в этот момент, ополченцам, по сути, нечего было бы им противопоставить, кроме собственной решимости и отваги. Преодолеть нехватку снаряжения удалось только к 1941 году.
Добровольцы-новобранцы проходят строевую подготовку — пока с черенками от лопат вместо винтовокЦитата:
Так как практически вся бронетехника было оставлена британцами на противоположном берегу пролива при эвакуации из Франции, её катастрофически не хватало даже регулярной армии. Соответственно, «армии папаш», и без того снабжавшейся по остаточному принципу, доставались и вовсе самые, мягко говоря, причудливые импровизации на эту тему. Самым приличным образцом бронетехники, пожалуй, можно назвать бронеавтомобиль Standard Light Armoured Car 4×2 Mk.I, более известный под названием «Биверетт». Этот бронеавтомобиль представлял собой шасси коммерческой легковушки, на которое был установлен клёпаный корпус из 7–9 миллиметровой брони. Корпус был открыт сверху и сзади, вооружение состояло из ручного пулемёта «Брен», установленного на переднем пассажирском месте и стеляющего через прорезь в лобовом бронелисте. На некоторых экземплярах вместо пулемёта устанавливалось противотанковое ружьё «Бойс».
Бронеавтомобиль «Биверетт» Mk.I Хоум Гарда на ученияхЦитата:
Более поздние варианты «Биверетта» (носившие обозначение Mk.II) были забронированы также сзади, а последние (Mk.III и Mk.IV) имели полностью забронированный корпус, а вооружение в них устанавливалось во вращающейся башне. «Биверетты» использовались даже регулярной армией (что называется, «на безрыбье»), но, по мере получения армейцами более приличных образцов, всё в больших количествах передавались в Хоум Гард. Но это было потом, а поначалу, когда дефицитными были даже «Биверетты», Хоум Гарду приходилось брать на вооружение конструкции, которые даже в годы Первой мировой смотрелись бы несколько странно.
Отряд Хоум Гард города Уорик и их самодельный бронеавтомобиль. На подножке бронеавтомобился сидят преподобный отец Уильбрам, командир отряда (справа) и создатель бронеавтомобиля Сэм Маерс (слева)Цитата:
По причине отсутствия специализированных шасси вся эта техника строилась на базе гражданских автомобилей. В качестве вооружения устанавливались пулемёты, причём так как современных не хватало, в дело шли взятые со складов резервы, выпущенные в Первую мировую, и трофейные немецкие авиационные пулемёты, снятые со сбитых бомбардировщиков. Некоторые импровизированные бронеавтомобили вообще были вооружены лишь пресловутой «дыркой для ружья» — то есть, не имели собственного вооружения и оснащались лишь бойницами для ведения огня из личного оружия экипажа. Бронировались данные машины широким ассортиментом всего, что могло, по мнению создателей, остановить пулю и было под рукой в достаточном количестве.
Например, можно вспомнить бронеавтомобиль «Армадилло», выпущенный в довольно большом количестве (около семисот экземпляров). По сути, это был обычный грузовик, в кузове которого устанавливался своего рода «бункер» — его стенки были сделаны из трёхдюймовых (76 мм) досок в два слоя, а в промежутке между слоями находился слой дорожного гравия толщиной в шесть дюймов (152 мм). Крыши у бункера не предусматривалось, в стенках располагались бойницы, через которые гарнизон «бункера» (обычно 4–6 человек) вёл огонь из пулемётов (опять-таки, если они были) либо из личного оружия.
Бронеавтомобиль «Армадилло»Цитата:
В некоторых вариантах «бункер» занимал весь кузов грузовика, в других сзади оставалась площадка, на которой устанавливалось более тяжёлое вооружение — например, автоматическая пушка или крупнокалиберный пулемёт. Кабина обычно не бронировалась, в лучшем случае вместо стёкол устанавливались стальные щитки со смотровыми прорезями. В более поздних версиях кабину и капот всё же стали делать более защищёнными, снимая штатную, гражданскую броню и устанавливая взамен более компактную, собранную из бронелистов.
Если «Армадилло» производился промышленно и по более-менее единому проекту, то многие другие образцы изготавливались местными умельцами в частных мастерских на волне патриотического порыва. Например, некий доброжелатель отдал Хоум Гарду свою легковушку «Хамбер», переделав её в бронеавтомобиль (в своём понимании термина). «Бронирование», правда, состояло из листов незакалённой стали, и даже ими были прикрыты лишь очень немногие участки машины — радиаторная решётка и оконные проёмы. Вооружение составлял пулемёт «Виккерс», установленный в люке, специально прорезанном для него в крыше, кроме того, обитатели салона «Хамбера» могли вести огонь из винтовок и револьверов через прорези в щитках на окнах.
Самодельный бронеавтомобиль Хоум Гарда, переделанный из легковушки «Хамбер»Цитата:
Разумеется, ценность подобных кадавров в реальном бою была более чем сомнительна. Они отличались плохой проходимостью, отвратительным обзором, неадекватно слабым вооружением и бронезащитой скорее моральной, чем физической. Но, по крайней мере, не приходилось затрачивать дополнительные силы и средства для обучения экипажей, поскольку базировался этот зоопарк на тех же машинах, которые добровольцы водили и на «гражданке».
Когда к 1942 году стало ясно, что Германия окончательно завязла в советской обороне и в ближайшем обозримом будущем к вопросу высадки на Британские острова не вернётся, все импровизированные бронеединицы переделали обратно в гражданские машины. Остались только «Биверетты», которые до конца войны использовались для охраны аэродромовов.
Пропагандистское фото — Хоум Гард «ведёт бой» со своими коллегами, изображающими немецких парашютистовЦитата:
Не менее напряжённо, чем с бронетехникой, обстояло дело и с противотанковыми средствами. После немецкого блицкрига во Франции у англичан зародилась совершенно логичная и ожидаемая «танкобоязнь» — все ждали, что в случае высадки орды страшных «панцеров» с чёрными крестами мгновенно рассекут территорию королевства на части, прорвутся в тыл и полностью обрушат оборону. Хоум Гарду срочно требовалось вооружение для борьбы с бронетехникой, причём, понятное дело, как можно более простое в освоении и дешёвое в производстве.
Подполковник Стюарт Блэкер сразу же, как только подобный вопрос встал, предложил свою конструкцию, разработку которой он начал ещё до войны. Она была принята на вооружение под названием 29 mm Spigot Mortar, но более известна как «бомбарда Блэкера». Бомбарда представляла собой надкалиберный гладкоствольный миномёт, стреляющий оперённой миной массой 9 кг. Бронепробиваемость была низкой, но большой заряд взрывчатки (5 кг) делал мину опасной для танков даже при разрыве снаружи, на броне. Гораздо хуже дело обстояло с эффективной дальностью стрельбы — максимально закинуть мину можно было всего лишь на 90 метров, а большой разброс приводил к тому, что даже это мизерное расстояние оказывалось чрезмерным: уверенно попасть в танк можно было только с расстояния в 30–40 метров. Изначально бомбарда устанавливалась на переносном лафете, но слишком большой вес системы (150 кг) привёл к тому, что большую часть бомбард разместили на стационарных позициях в бетонированных ячейках. Значительная их часть сохранилась до наших дней и представляет собой памятники.
Бомбарда Блэкера на стационарной позицииЦитата: