Цитата:
"Все для фронта!" Для тех, кто работал в тылу, это были не простые слова. В Фонд обороны были направлены сотни миллионов рублей из личных копилок и заработков людей, оставшихся в тылу. Но главным героем, вошедшим в учебники истории, стал саратовский колхозник Ферапонт Головатый. Именно он, своим самолетом и начал волну пожертвований и покупок боевой техники для фронта.
Сейчас Ферапонта Петровича уже давно нет в живых. Но его внучка Лидия Тюрникова до сих пор помнит, как это было.
[img]http://mtdata.ru/u23/photoCE9B/20304725284-0/original.jpg#20304725284[size=85][/size][/img]
«Я пришел истребители покупать»
Рослый мужик в кепке раскрыл старую холщовую сумку и начал выкладывать на стол стопки денег. Одну, вторую, третью... Изумленное руководство саратовского авиазавода застыло с открытым ртом.
- Я пришел к вам самолет для фронта купить, - вынув из сумки последнюю пачку, объяснил Ферапонт Головатый. - Здесь ровно 100 тысяч. Хватит?
До войны у Ферапонта была большая семья — трое братьев, жена, семеро детей и десять внуков. Но к 42 году оба его сына и зятья ушли на фронт, оставив на попечение 52-летнего мужчины огромный девчачий коллектив. Дедушка работал за пятерых. Успевал и в колхозе, и дома, и на своей небольшой пасеке.
Тогда, в 42-м, его внучке Лиде было всего шесть лет. В 43-ем она должна была пойти в школу, но...дед решил иначе.
- Узнав о том, что фашисты уж очень достают наших с воздуха, решил, что непременно нужно купить для фронта самолет, - улыбается Лидия Сергеевна. - Он когда бабушке сказал, она так и села «Ты что, сдурел? На что мы детей кормить будем?». Но дед был непреклонен. Говорит «Мать, если нашим солдатикам не помочь, мы все под каблуком у фашиста окажемся». А мне из-за этого пришлось отложить поход в школу. Денег, чтобы купить платье, не осталось вообще. Дед лишь пожал плечами «сиди дома, фронту наши деньги нужнее».
Як-1 стоил центнер меда
Но где простой колхозник достал такую огромную сумму денег? Ведь в военные годы средняя зарплата колебалась от 700 рублей до полутора тысяч. Все очень просто — выручила пасека. За хорошую работу в колхозе Головатому выписали премию медом. Да еще свой был. А он в годы войны был дефицитом. Килограмм сладкого лакомства на рынке стоил около тысячи рублей. И Ферапонт продал весь мед, что был в доме. Брали его понемногу, поэтому денег набралась целая сумка.
- Мы жили в Калининске. До Саратова — 200 километров. Машин не было, автобусов — тем более. Я не знаю, как он добирался с такой суммой денег. Но добрался! - перебирает пожелтевшие семейные фото внучка.
Правда продали ему самолет не сразу, а лишь после личного разрешения Сталина. Единственно, что попросил колхозник — пусть на его самолете будет летать саратовец.
Выбор пал на героя Сталинградского фронта летчика Бориса Еремина. Тот был несказанно рад подарку и летал на нем до 44 года. Потом машина пришла в негодность.
ЯК-3 «на окончательный разгром врага»
Узнав о том, что его подарок списали, Ферапонт очень расстроился и начал собирать деньги на второй самолет - Як-3. Для этого пришлось продать двух коров.
- Мне-то повезло, я молоко с детства не ела. А вот сестра криком кричала: как же я буду без молока. Но дед пообещал, когда все кончится, купить нам телку, - вспоминает Лидия Сергеевна.
На этих двух истребителях будущий Герой Советского Союза сбил 15 вражеских самолетов. Один из подарков — самый первый, хранится в Саратовском музее боевой славы. Второй сейчас находится в частной коллекции в Америке.
Прилетев в Саратов, Еремин узнал свой самолет по пробитому хвосту — там было отверстие размером в палец. Летчик-герой до самой смерти навещал в музее своего крылатого друга.
А вот сам Ферапонт до этого не дожил. Он умер почти сразу после войны — самоотверженного колхозника сразили несколько инсультов подряд.
http://www.saratov.kp.ru/daily/26225/3110621/.