Форум города Дубна http://dubna.ru.com/ |
|
Честные карты расскажут историю http://dubna.ru.com/viewtopic.php?f=32&t=23 |
Страница 4 из 5 |
Автор: | vvr2a [ 21 сен 2015, 10:15 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Новый раритет появился на проекте "Это место". Мутный и нечёткий фотоснимок Дубны. Но это не аэрофотоснимок, это космоснимок 1973 года (видимо, такие тогда были возможности космооптики). А это поворотный год в истории города. На снимке застыла во времени совсем другая дотензеровская Дубна. ПБ ещё на острове, нет моста в Александровке, БВ - совершенно отдельный от ИЧ посёлок в основном индивидуальной застройки, за лесом и болотом. Нет вечноспорящих Чаек на ЛБ и смертельного тагировского поворота за Мичуринцем на дороге в Ратмино. Много чего ещё нет - это другой городок на 40 тысяч жителей максимум. Но, стройплощадки и первые корпуса Тензора и Атолла уж есть и основная толпа кимрско-запрудненско-конаковского народа скоро хлынет в город и в очередной раз изменит его. И начнётся новая эпоха в жизни города. http://www.etomesto.ru/map-moscow_sputn ... 8214749915 |
Автор: | Lonsdeil [ 21 сен 2015, 12:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Класс! За материалы огромное спасибо! |
Автор: | Фарзой [ 06 ноя 2015, 13:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
vvr2a писал(а): Новый раритет появился на проекте "Это место". Мутный и нечёткий фотоснимок Дубны. Но это не аэрофотоснимок, это космоснимок 1973 года Да, шикарный космоснимок! Что мутный - это не страшно, основное видно.
|
Автор: | Фарзой [ 06 дек 2015, 17:49 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Мы с коллегами по "Наследию" завершили работу с очень интересной архивной картой Северного Подмосковья 1691 года и выложили ее результаты в открытый доступ. На сайте "Наследия" опубликована карта 1691 года, на которой подробно изображен район впадения реки Сестры в реку Дубну: как в оригинальном виде, так и с полной расшифровкой всех надписей и названий. Это новые архивные данные по исторической топонимике юго-восточной части современного города Дубна и прилегающей территории нынешнего Талдомского района Московской области. Публикация карты сопровождается историческими комментариями по прочитанным на ней топонимам - http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... idparent=2 Цитата: |
Автор: | Гуча [ 28 апр 2016, 18:31 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Схематическая карта района строительства канала Москва-Волга с показанием карьеров. 1934 год. Хутора разные отмечены. Цитата: Вложение: Схематическая карта района строительства канала Москва-Волга с показанием карьеров 1934г 3.jpg [ 1.7 МБ | Просмотров: 7698 ] |
Автор: | Гуча [ 28 апр 2016, 18:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Большая карта Российской Империи 1812 года для Наполеона. Цитата: Вложение: Большая карта Российской Империи 1812 года для Наполеона 2.jpg [ 1.98 МБ | Просмотров: 7693 ] |
Автор: | Leonid4 [ 28 апр 2016, 20:33 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
А я подсел на просмотр собрания Дэвида Рамси http://theoryandpractice.ru/posts/13494 http://www.davidrumsey.com/luna/servlet ... 176d23?q=="Moscow"&sort=pub_list_no_initialsort,pub_date,pub_list_no |
Автор: | Гуча [ 29 апр 2016, 11:46 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Дадада. Я тоже тиам много карт нашла. И на выставке у нас были карты оттуда. Причем в отличнейшем качестве. Полгода туда не заходила. Спасибо за напоминание. ))) |
Автор: | native [ 12 мар 2019, 10:27 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Интересный Атлас Российской империи 1860 года http://istmat.info/node/45271 Автор Зуев Никита Иванович (1823–1890) картограф и писатель, основатель журналов «Живописное обозрение» и «Северная звезда». Примечательно, что рядом с местом, где в дальнейшем будет стоять имение Дубна указана "Дубенская". Скорее всего имеется в виду Дубенская пристань. Но тогда это рождает массу вопросов. Согласно лоции 19 века Дубенская пристань, куда причаливали барки , указана на левом берегу Волги. В то же время в районе Прислона и Притыкина, куда вставали под разгрузку огромные барки с хлебом и железом с Демидовских заводов для Москвым тоже был филиал Дубенской пристани. На берегу Волги стояли большие амбары, (собственность Демидовых, как и сельцо Прислон) , куда это все перегружалось и затем перевозилось по Притыкинскому тракту в Дмитров и далее по России. На реке Дубне , где указано это место нет место для пристани, в то же время, назвать этот атлас фейком как-то слишком смело. Немного снижет требование точности с атласу приписка , что "Атласъ составленъ по порученію Господина Министра Народнаго Просвѣщенія". Хотелось бы услышать ваше мнение на сей счет. |
Автор: | Leonid4 [ 12 мар 2019, 17:02 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Там ещё интересно название Рогачевская - в месте впадения Яхромы в Сестру. Современное название населённого пункта в этом месте - Усть-Пристань. |
Автор: | Lonsdeil [ 12 мар 2019, 21:19 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Может кто подскажет, село Кузнецово, севернее Корчевы, было перенесено в район современного Конаково, при строительстве канала? |
Автор: | native [ 13 мар 2019, 14:56 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Leonid4 писал(а): Там ещё интересно название Рогачевская - в месте впадения Яхромы в Сестру. Современное название населённого пункта в этом месте - Усть-Пристань. Дмитров — один из самых древних городов Московии, до XVI века был богатейшим торговым центром, столицей удельного княжества, через который проходили торговые пути из столицы на север и в Суздаль и поступала в московские земли соль — главная ценность Средневековья. Реки Веля, Дубна, Яхрома и Сестра связывали Дмитров с Волгой: по Яхроме через реки Сестру и Дубну торговые суда попадали на Волжский торговый путь, ведущий в Астрахань и далее. Возле устья Яхромы в 1361 году был основан Николо-Пешношский монастырь, а рядом, в Усть-Пристани, с мелких легких судов товары перегружались на крупные, предназначенные для дальних путешествий. Во второй половине XVI века Дмитров был дотла сожжен польским войском, долго не мог отстроиться, да так и не поднялся окончательно: https://poiskoviki.livejournal.com/28106.html Товары из Дмитрова и в Дмитров, в связи с узким фарватером водного хода, особенно по Яхроме, приходили летом на судах неглубокой осадки. Более значительные суда перегружались в устье Дубны или у села Рогачево (при впадении реки Яхромы в Сестру). Грамота конца XV века предусматривала случай: "… А заслянет их судно монастырское усть Дубны, и они выкладываются из того судна в три павозки." Иными словами, провозимый товар из одного большого судна на устье реки Дубны перегружали в три мелкосидящих. Суда, ходившие по водному ходу, носили различные названия - паузки, павозки, лодки "с набои" и челны. Самая маленькая пошлина шла с челна - судна незначительной вместимости. Больше брали с лодки "с набои". Этот термин обозначал лодку с подставленными к бортам досками. Значительнее по объему были паузки или павозки - с них брали пошлину с каждой донной доски ("колко будет в паузке досок"). Лодка "с набои" вмещала в себя от 3 до 5 человек либо около 100 четвертей ржи или 30 пудов соли. В Дмитров от устья Дубны приходили в основном мелкие суда - суда небольшой осадки. Там они разгружались на возы и уже сухопутным путем привезенные по воде товары доставлялись в Москву. Крупные суда шли от устья Дубны до села Рогачево, близ которого находился Николаевско-Песношский монастырь. Здесь сложился ближайший к нашей местности оживленный торговый центр; другой впоследствии сформировался к середине XVI века в Кимрах. Как отмечает М.Н. Тихомиров, "на торги в Дмитрове, Рогачеве и Кимрах съезжались крестьяне из царских, монастырских и частновладельческих сел и деревень, находившихся поблизости и даже из Переяславля". В Рогачево бывали и торговали "сведенцы смоленские, паны московские". Среди наиболее распространенных товаров, провозимых по водному ходу на торги, в письменных источниках чаще всего упоминаются соль, рыба, хлеб. Но кроме того среди товаров встречаются медь, свинец, олово, икра и мед. Таможенные грамоты для торговых людей из Дмитрова и Московской земли устанавливали более льготные условия по сравнению с "иноземцами" - новгородцами, псковичами и другими. http://xn--80aa2bkafhg.xn--p1ai/4267/Du ... a-r.-Dubna)-v-XIV-XVI-vekah От села Рогачево до деревни Усть-Пристань - 15 минут пешего хода. Итого: На Дубенской пристани перегружали с Волжских барок, вместимостью сотни пудов в суда вместимостью десятки пудов и уже на Усть-Пристани под Рогачевым перегружали в еще более мелкие лодки, вместимостью единицы пудов. На пути были грабители и разбойники, желающие поживиться. Идти надо было караваном с охраной в боевой готовности - (кольчуга, шлем, лук, колчан, копье и пр.) Идти на веслах. Хотя бечевой и лошадьми мне кажется более убедительно и практичнее. Во всяком случае на фото 1903 года , где показана Волга с барками, мы видим , что барка - лошади -бичевник - самый оптимальный способ перемещения грузов не только по Волге. Все волжские, или чуть скромнее - большинство волжских барок делались в окрестностях Корчевы. Здесь изобилие леса. На формирование бортов и днища барок шли "копани" - деревья с выкорчеванным корнем. такая конструкция была устойчива к ударам подводных камней, песчаных мелей и перекатов на неглубокой верхней Волге. Барка в процессе постройки. Борта формируют "копани". Эластичные, прочные. Гениальная конструкция, отточенная тысячелетиями. Раскопки затонувшей барки. В районе Пекуново на месте Дубенской пристани с 5 века насыпана 10-метровая насыпь, обеспечивавшая бесперебойное функционирование пристани. ( подход судов, разгрузка - пагрузка товаров ). Для убедительной исторической реконструкции хотелось бы найти ту конструкцию корабля, которая была в 5 веке. |
Автор: | Leonid4 [ 15 мар 2019, 11:51 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Кстати, в Ратминской церкви хранится старый крест, который изначально находился в Николо-Пешношском монастыре. Затем, после закрытия монастыря, крест оказался в храме то ли в Орудьево, то ли в Очево, а потом в конце 80-х его передали во вновь открывшуюся церковь в Ратмино. |
Автор: | native [ 15 мар 2019, 17:40 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Leonid4 писал(а): Кстати, в Ратминской церкви хранится старый крест, который изначально находился в Николо-Пешношском монастыре. Затем, после закрытия монастыря, крест оказался в храме то ли в Орудьево, то ли в Очево, а потом в конце 80-х его передали во вновь открывшуюся церковь в Ратмино. В этом есть провидение или преемственность. Дубна и Усть-Пристань в 15 веке были тесно связаны. Водный ход, связующий Дмитров и Волгу, до конца XV века находился одновременно в составе владений Дмитровского удельного и Великого Тверского княжеств. Суда шедшие от Дмитрова по реке Яхроме и далее по Сестре, до слияния её с Дубной, находились под юрисдикцией дмитровских князей, а от устья Сестры по Дубне и само устье реки Дубны при ее впадении в Волгу — в зоне тверских владений. http://nashe-rogachevo.ru/?page_id=91 Дубенское мыто и мыто Усть-Пристань - это две разные таможни. На одной ставили таможенную печать или торговую пломбу, на другой вскрывали, платя сбор. По водному пути небольшие барки все же тянули лошади. На веслах - это провальный вариант. Я как-то пробовал по реке Сестре пройти вверх по течению и часа через три понял, что бороться на веслах с течением и трудно и непродуктивно. Есть ли материальные свидетельства пломбирования товаров в 15 веке пока неясно. Но штрафы за неуплату таможенной пошлины весьма значительны. http://www.konspektov.net/question/5332739460956160 |
Автор: | Leonid4 [ 21 мар 2019, 22:42 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Цитата: Фрагмент аэрофотосъёмки 1942 года. Если я не ошибаюсь, то в верхнем левом углу зелёным цветом обведёны остатки лагеря строителей канала. Красным справа вверху грабарские посёлки, также наследие канала. Фиолетовым цветом обведено Подберезье. А вот что за массив частных деревенских домов, которые я обвёл желтым цветом? |
Автор: | Leonid4 [ 22 мар 2019, 15:01 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Натив, спасибо за совмещение снимков и пояснения. Я примерно так и локализовал это место "на глаз". У меня хранятся несколько ч/б негативов примерно 30-ти летней давности, где сняты эти деревенские дома. Надо будет собраться и оцифровать. Выскажу предположение, что этот квартальчик добротных деревенских домов появился перед заполнением Иваньковского водохранилища. Это могли быть переселенцы с Кревы, Корчевы или с другого населённого пункта, в последствии оказавшегося на дне водохранилища. |
Автор: | Leonid4 [ 26 мар 2019, 12:00 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Натив, а у Вас есть своя версия "взаимоотношений" названий Иваньково и Подберезье на левом берегу в 40-е - 50-е годы? Известно, что немецких авиационных специалистов в 1946 году привезли в поселок Подберезье. Это же название частенько фигурирует в документах наркомата (затем министерства) авиационной промышленности. Автор книги "Приключения в Подберезье", Дитер Шеллер, провёл небольшой анализ свидетельств о рождении немецких детей здесь родившихся. Часть из них (в период с 1946 по 1953) записаны родившимися в Подберезье, часть в Иваньково. При том, что роддом находился на одном и том же месте. Атестаты об образовании, об окончании специальной школы №2 тоже в одном случае говорят о Подберезье, в другом об Иваньково. При этом сама школа стояла на месте и никуда не переезжала. Иногда встречается формулировка Иваньково (п/о Подберезье). |
Автор: | native [ 28 мар 2019, 11:16 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Leonid4 писал(а): Натив, а у Вас есть своя версия "взаимоотношений" названий Иваньково и Подберезье на левом берегу в 40-е - 50-е годы? Разбираться в этих хитросплетениях - одно удовольствие. Для понимания ситуации приведу воспоминания 80-летнего сторожа радиоузла ВРГС. (так подписана его статья в газете) Газета "МОСКВА-ВОЛГА" от 24 декабря 1939 года № 15 Невдомек ему, что барин давно уж не Ганешин, а Любомилов. Нельзя сказать, чтоб он (сторож) не знал хозяина имения "Дубна". Любомилов начал хозяйствовать с того, что построил лесопильный завод ( на месте сегодняшней Молодежной поляны) спешно пилил лес, которым было богато имение и активно им торговал , благо спрос был большой. Не могли этого не знать или запамятовать крестьяне. Лес для них всегда был богатством, лес необходим для постройки дома и отношение к лесу всегда трепетное. Лес это жизнь. Вот он с челядью и ружьишком балуется охотой на фоне спиленного леса. Дорогие ружья, ( хорошо бы определить, что за марки) уверенный взгляд хозяев жизни, а не сегодняшних ответственных квартиросъемщиков. Лес перерабатывался на "Чернорецком лесопильном заводе И.П. Любомилова", где и осуществлялась продажа лесных материалов. Ниже приведен бланк этого завода, на месте которого в строящейся молодой Дубне тоже пилился лес. И сейчас, прогуливаясь по Молодежной поляне, иногда вспоминайте , что гуляете вы по Чернорецкому лесопильному заводу И.П. Любомилова. Где была и лесопилка с импортными лесопильными машинами, склад бревен и деревянный причал. На сайте НАСЛЕДИЯ в самом начале есть первый документ из истории современной Дубны: http://nasledie.dubna.ru/item.asp?idcat ... ditem=522Д. Выписка из протокола № 87 Заседания от 10 октября 1937 года. ПРЕЗИДИУМА ВЦИК ПОСТАНОВИЛИ: Отнести к категории рабочих поселков населенный пункт Иваньково при Волжских гидросооружениях Кимрского района Калининской области, сохранив за поселком его прежнее наименование. Включить в черту рабочего поселка Иваньково территорию при Волжских гидросооружениях, Пекуновского винокуренного завода, строительство завода № 30 и селения – Подберезье и Кревы с их сельскохозяйственными землями. Председатель ВЦИК (подпись) М. Калинин. Всиё. С 1937 года нет Подберезья. Есть поселок Иваньково. Это на бумаге. В жизни - всё как у этого сторожа. Местные до сих пор называют левобережье исключительно Подберезьем. Большая Волга, осознавая свою иключительную миссию по снабжению чистой водой города Москвы и на правах первого поселения игнорирует всех и гордо именуется Большой Волгой. В официальных бумагах Больше-Волжского района гидросооружений за 1957 год в графе "адрес" читаем: "поселок Большая Волга. Кимрский район Калининской области." Как печати были сделаны в 1933 году, когда появился сам поселок, так они и продолжают действовать. Видимо считали это несущественным нарушением. В официальных же бумагах, выдаваемых жителям (Свидетельство о Рождении, паспорт и т.д.) записывается: "поселок Иваньково. Кимрский район Калининской области. РСФСР" По школам. В официальных документах школы №1 за 1950 год находим: - "Иваньковская средняя школа №1 поселка Иваньково. Адрес: п/о Подберезье. А в штампе школы написано "Средняя школа№1 Кимрского района Калининской области Новостройка. Средняя школа. Телефон 2-07" Клуб "Дружба" записан : "Клуб завода п/я 6 . Адрес: п/о Подберезье" Первый пионерлагерь: " Пионер. Лагерь Завкома завода п/я 6 . Адрес: поселок Подберезье" Видимо желание всё засекретить и неразбериха в первых официальных документах скорее всего вынудила называть поселок по имени почтового отделения "п/о Подберезье". Вот такой волюнтаризм. Видимо не считали это существенным. Хотя правильно, если руководствоваться постановлением ВЦИК называть "поселок Иваньково". |
Автор: | Leonid4 [ 28 мар 2019, 11:58 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
native писал(а): Вчера разговаривал с одним дедом, чей дед ещё до революции работал в усадьбе Азанчевских. Он вспомнил, что район несуществующих ныне домов чуть севернее современного магазина "Атак", назывался Бударинским (или Бутаринским) посёлком. Но вот про то, когда эти дома здесь появились дед не знает. |
Автор: | Leonid4 [ 28 мар 2019, 12:22 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
native писал(а): Как печати были сделаны... так они и продолжают действовать. Видимо считали это несущественным нарушением Спасибо за интересную подсказку с печатями. Действительно, вероятно, печати жили дольше официальной перемены названий. Получается, что печать школы №1 с названием "Новостройка" физически появилась до 10 октября 1937 года и только после войны её поменяли на новую с "Иваньково". Предположу, что должен быть какой-то документ 1945 года, где должно быть прописано, что в документах наркоматов, связанных со всякими секретными работами, именовать Иваньково Подберезьем. Ведь не просто так и в связи с размещением НИИПТ в конце 1945 года, и последующим созданием весной 1946 года опытного завода № 1 на базе завода № 458 в официальных бумагах начало всплывать название Подберезье. |
Автор: | native [ 01 апр 2019, 17:47 ] |
Заголовок сообщения: | Re: Честные карты расскажут историю |
Вполне вероятно, что "наш " огромный валун, что находился в фарватере реки в районе нового моста через Волгу был вытащен на берег после того, как свершился несчастный случай . Камень в фарватере Волги попал в описание. В августе 1861 года Французский путешественник Теофиль Готье путешествовал на корабле "Русалка" именно по нашим местам. Вот как он описывает его: ..."Тем временем "Русалка" осторожно продвигалась по реке. Для того чтобы лоцман мог просматривать реку и издали замечать препятствия, штурвальное колесо было вынесено на мостик, оно соединялось с барабанами и сообщалось с кормой при помощи системы передач. На носу постоянно стояли лотовые матросы, вооруженные шестами с делениями, и ритмичными криками возвещали глубину воды. Красные и белые бакены, сваи, ветви деревьев, растущих прямо из воды, намечали путь пароходу, и надо было иметь поистине великий опыт навигации, чтобы проводить судно по этим капризным извилинам. В некоторых местах песчаные мели выходили почти на поверхность воды, и "Русалка" не раз терлась дном о песок. Но колеса крутились быстрее, и это снимало ее с мели. Она вновь погружалась в поток реки, и дело не доходило до унизительной надобности обращаться к спасателям, которые, стоя на плавучей доске и опираясь на длинные шесты, специально поджидают суда на мелях, чтобы помочь в случае, если те попадут в беду. Опасность состояла еще и в том, что легко можно было наткнуться на большой подводный камень, один из тех, что на большом расстоянии друг от друга выступают из тинистого дна Волги и которые вытаскивают и складывают вдоль берега, когда какой-нибудь несчастный случай обнаружит их присутствие. Бывает и так, что суда получают течь на таких камнях и грузы тонут. Описан и способ передвижения по реке: ".......Движение по Волге очень оживленное, и я долгими часами простаивал, облокотившись на парапет, наблюдая за этим интересным зрелищем. Суда плыли вниз по реке, развернув огромные паруса, прикрепленные к высоким мачтам и устроенные так, чтобы не упустить ни малейшего дуновения ветра. Другие шли вверх по течению, их по берегу тащили лошади. Ни силой, ни ростом здешние лошади не походят на наших могучих тяжеловозов, поэтому количество здесь заменяет силу. Упряжки обычно состоят из девяти лошадей, а перекладные в ожидании своей очереди где-нибудь на песчаном берегу образовывают стойбища, где Сверчков, русский Орас Берне, нашел бы превосходные сюжеты для картин. Меньшие по тоннажу барки продвигались вверх по реке при помощи шестов: изнуряющий, надо сказать, труд - бесконечно плыть вдоль берега, налегая всей грудью на тяжелый шест. Несчастные эти работники живут недолго. Мне рассказывали, что они редко доживают до сорока лет. http://historic.ru/books/item/f00/s00/z ... t021.shtml |
Страница 4 из 5 | Часовой пояс: UTC + 3 часа |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |