Форум города Дубна

свобода и демократия
Текущее время: 19 сен 2020, 08:40

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Правила форума


Посмотреть правила форума



Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 115 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5
Автор Сообщение
СообщениеДобавлено: 02 апр 2019, 20:16 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 18:25
Сообщения: 568
Пол: Мужской
Цитата:
Изображение

Этот валун у плотины, конечно, не 3,5 метра, но всё равно внушает уважение и тянет где-то метра на полтора.

Цитата:
Изображение

В день открытия щитов, раз в году, можно наблюдать что-то похожее на пороги.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 03 апр 2019, 09:36 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Leonid4 писал(а):
Цитата:
Этот валун у плотины, конечно, не 3,5 метра, но всё равно внушает уважение и тянет где-то метра на полтора.
.


По красоте с камнем могут сравниться только цветы.
Камни красивы на альпийской горке в саду .
Особенно после дождя , когда словно стереоэффект видна все богатая структура камня, все переливы и прожилки.
Камень красив в сочетании со стриженой травой. Округлые валуны без сколов предпочтительнее.
От темно-зеленого до желтого - весь спектр камней можно найти сейчас на мелководье.
Самый же большой валун, который мне довелось видеть в наших краях - лежал в лесу.
Если мысленно провести прямую линию между Иваньковскими горами и Братскими могилами и отложить перпендикуляр на север 100-150 метров там он и лежал .
Длиной метра 4 х 3. Высотой чуть больше метра, плавно уходя в землю. Округлый, серого цвета великан.
И еще около сегодняшнего моста на правом берегу Волги , там где был наплавной мост у каналстроевцев и подходили к берегу Волги железнодорожные пути - в воде лежали не менее 5 квадратных блоков из красного гранита . Кубы метровой величины. Купаться было принято или на камнях ( у этих блоков было удобно обмыть ноги и выходить из воды. Или у ручья, что сейчас под мостом, где ручей выносил далеко в Волгу мелкий песок на мелководье. Берег Волги был высокий и обрывистый, весь в гнездах ласточек.
Эти квадратные блоки помнят все местные. Где-то в 80-е их прихватизировали.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 09 апр 2019, 15:18 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
При анализе карт и лоций упоминается как ни странно в разных местах топоним пристань "Дубенская".
Второй нюанс не вяжущийся с общепринятой исторической практикой - или сказать более обтекаемо - настораживающий - то, что в приход церкви Дубенского городища входила сегодняшняя деревня Пекуново, что на другом, противоположном берегу Волги.
Причем соседнее Соболево , Топорок и Святье - относятся к приходу Губина Угла.

Изображение

Изображение

Изображение

Вероятно потому, что Пекуново и Дубенское городище - это был один конгломерат, именуемый Дубенской пристанью.
От владельца к владельцу : Грязновы -Татищевы -Вяземские он передавался одним лотом.
Это было единое целое .
Какая роль отводилась в этом Дубенскому Городищу ?
Ответ - роль погоста.
Для уточнения ответа стоит взглянуть на аэроснимок 2013 года.

Изображение

Изображение

Из незатопленных наводнением, которое бывает как и тысячи лет назад на Волге раз в 30-50 лет. - три полянки.
Первая - где храм,
Вторая - где усадебный дом или дом тиуна мыта в древности,
Третья - погост- кладбище прихода Ратмино, Прислон, Притыкино, Пекуново, Иваньково,Козлаки
( сегодняшний профилакторий).
Остальную территорию по весне полировали многотонные льдины, снося на своем пути все строения , постройки, лодки, обдирая кору на деревьях.

Без левобережной составляющей это всего лишь три полянки.
С левобережной пристанью - это село Дубна. Имено так - "село Дубна " оно и называется в поверстном описании 1867 года.

Изображение

При постройке в 1710 году, когда строились 50 тялок у Юркино, Городище даже не упоминалось.
Что говорить о погосте близлежащих деревень?
Левобережная же пристань оставалась незатопленной и работоспособной в любую воду.
От Левобережной пристани на карте обозначена паромная переправа к Притыкинскому тракту .
Переправы или "перевоз" выполняли роль мостов, связывавших берега реки. Вмещал паром 140 человек, и это помимо конских повозок! Есть описание самоходного "самолетного" парома, использующего силу течения воды для перемещения от берега к берегу в Корчеве . И есть фото точно такого же парома , сделанное фотографом Дмитриевым в конце 19 века у Калязина. От берега к берегу паром бесшумно передвигался за 40 минут. У этого парома заканчивался тракт из Корчевы в Кимру по правому берегу. Здесь тракт через перевоз переправлялся на левый берег и дорога в Кимру продолжалась уже по левому берегу.

Изображение

Фото Дмитриева переправы в Кимре:

Изображение

В устье реки Дубна стоял так называемый бечевой мост, по которому проходили тяговые лошади, везущие бечевой тропой барки по Волге. Мост этот по княжескому указу жители села Дубна обязаны были содержать в исправном состоянии. Надо отметить, что чуть выше по течению Волги буквально в трехстах метрах был еще один паром-перевоз, принадлежавший Вяземским и он тоже отмечен на карте.

Изображение

Фото со стороны левого берега, вдалеке виден сегодняшний "Мичуринец".
Зная историю Дубенского Городища можно спрогнозировать развитие этого района в структуре сегодняшнего города Дубна.
Туристически привлекательный , экологичный и красочный водный маршрут по реке Дубне, на барке, передвигающейся на конной тяге как и тысячу лет назад .
Никакого вонючего бензина и солярки.
До Ратмино - на велосипеде . Пересадка на барку с конной тягой.
Далее на барке вместе с велосипедом по реке Сестре до Дмитровского шоссе . Там выгрузка и на велосипедах по шоссе домой.
Можно ощутить себя в прошлом времени, когда на реке была тишина и только плеск воды. Времени когда река активно работала, перевозя сотни тонн грузов.

Изображение

Изображение

Во многих европейских странах, таких как Нидерланды и Великобритания, а также в некоторых городах Франции, Германии и Бельгии, лодки, запряженные лошадьми - обычное дело.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 апр 2019, 09:54 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 18:25
Сообщения: 568
Пол: Мужской
native писал(а):
Надо отметить, что чуть выше по течению Волги буквально в трехстах метрах был еще один паром-перевоз, принадлежавший Вяземским и он тоже отмечен на карте.

Изображение

Фото со стороны левого берега, вдалеке виден сегодняшний "Мичуринец".


Мне представляется, что снято не с левого берега, а с правого. Вдали, за поворотом реки, Ратминский бор.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 апр 2019, 09:59 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 18:25
Сообщения: 568
Пол: Мужской
native писал(а):
При анализе карт и лоций упоминается как ни странно в разных местах топоним пристань "Дубенская".
Второй нюанс не вяжущийся с общепринятой исторической практикой - или сказать более обтекаемо - настораживающий - то, что в приход церкви Дубенского городища входила сегодняшняя деревня Пекуново, что на другом, противоположном берегу Волги.
Причем соседнее Соболево , Топорок и Святье - относятся к приходу Губина Угла.


Тут ещё надо учесть, что церковь в Губин Угле, если не ошибаюсь, относительно молодая, по сравнению с той, что с давних пор стояла на Дубненском городище.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 10 апр 2019, 11:41 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Leonid4 писал(а):
Мне представляется, что снято не с левого берега, а с правого. Вдали, за поворотом реки, Ратминский бор.


Признаться по первым ощущениям от фото я тоже подумал, что снято с правого берега. И бор в Топорке угадывается и прочее.
Но компьютер мыслит миллиметрами и формулами и он разбил мои иллюзии , указав, что это снято с левого берега.
Внутренне не соглашаясь с машиной всё же стал искать аналогии переправ в ближайшей округе. И о, -удача - нашел описание переправы в Корчеве.
"....Подойдем к паромной пристани. Моста через Волгу в Корчеве не было, ближайший мост – лишь около Рыбинска, построенный в 1871 году для железной дороги Рыбинск – Бологое, а для переправы есть паром-самолет. Многие ли читатели знают об этом остроумном изобретении наших предков? В наши дни такие паромы практически не встречаются, а в позапрошлом столетии были весьма распространены на российских реках. Собственно, и само слово «самолет» изначально обозначало именно паром, и лишь потом стало использоваться для обозначения летательного аппарата.
Конструкция парома не требовала ни двигателей, ни даже натянутого через реку троса (что могло затруднить судоходство), он перемещался, используя даровую энергию речного течения. Отсюда и название – самолет – сам летает.
Выше переправы на дне реки, ближе к середине закреплялся трос. Надводную часть его поддерживали специальные поплавки. Другим концом трос крепился к носу самого парома. В начале плавания паром отталкивали от пристани, и руль перекладывали на угол 55 градусов. Сила течения заставляло судно подобно маятнику совершать поперечное движение по реке, а точно рассчитанная длина троса приводила его к пристани на противоположном берегу. Для обратного плавания, руль тоже перекладывали на 55 градусов, но уже в другую сторону. Вся переправа проходила очень быстро – около 10 минут от берега до берега. Паром имел внушительные размеры и мог принимать на борт до 400 человек...."
https://kitowras.livejournal.com/882214.html

Компьютер воспроизвел внешний вид парома.

Изображение

и конструкцию штурвала парома с реечной передачей крутящего момента штурвала в возвратно-поступательное движение рулей. Весь механизм делался из комля березы, очень прочного и вязкого ( без сколов благодаря текстуре.)

Изображение

Кажущаяся на первый взгляд замысловатой конструкция очень проста и надежна. Вот в ветряной мельнице, что была в Топорке механизм гораздо сложнее и замысловатее. Он тоже делался из комля березы, как самого прочного и стойкого к сколам материала. Компьютер очень быстро решает подобные задачи и путешествовать с ним по истории увлекательно, у него свой взгляд -холодный, беспристрастный, правильный и от этого неожиданный.
Чтоб более наглядно представить работу парома аналогичной конструкции можно привести пример плашкоута на Енисее
Изображение.
Переправа на плашкоуте через Ангару. Лодки, что стоят вверх по течению поддерживают на плаву бечевой канат ( или фал по сегодняшнему) толщиной 76 мм

Изображение

А это переправа-перевоз через Волгу в Кимре. Вдалеке видны лодки, поддерживающие на плаву бечеву.

Изображение

Паром В Кимре был в районе Вознесенской стороны.

Изображение

Паромы выполняли роль мостов и неплохо с этим справлялись.
Компьютер заставил взглянуть на старое фото дубенского парома по-новому. Правильно.
Лес вдалеке, который мы было приняли за бор в Топорке - это сегодняшняя институтская сторона.
Ново-Иваньково , если помните перевезли в густой сосновый бор.
Улица Мира - центральная улица институтской части ранее называлась Лесная.
А на площадь Мира еще долго прилетали глухари на токовище - так быстро построился город.
Это история города и нас, которые здесь жили много ранее его официального появления в 1956 году.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2019, 10:22 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Leonid4 писал(а):
Тут ещё надо учесть, что церковь в Губин Угле, если не ошибаюсь, относительно молодая, по сравнению с той, что с давних пор стояла на Дубненском городище.



Церковь в селе Губин Угол на полтора столетия старше Дубенской.
Если церковь в селе Дубенское городище была построена в 1714 году, В 1823 она вся без остатка сгорела от удара молнии.
А в 1827 году в усадьбе князей Вяземских появилась новая уже каменная церковь в стиле ампир. Позже были пристроены боковые апсиды и верх колокольни по проекту Ю.Ф. Дидерикса.
https://around.msk.ru/places/monastery- ... anie-dubny
то церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Губин Угол в 1569 году.
http://nasledie.dubna.ru/item.asp?id=37 ... idparent=2
Дело скорее в том, что село Дубенское Городище было более на виду из-за водного пути, ( упоминания в поверстном описании и лоциях реки Волги и пр.) но по древности село Губин Угол мне представляется не менее древним.
Всё там как-то основательней.
Там был найден древнейший артефакт округи - каменный топор. Это уже 2 тысячелетия до нашей эры. Люди давно обжили то место.
Вообще можно подметить некоторую воинственность Губин-Угольцев. По метрическим книгам можно проследить очень большой процент отставных военных в общем перечне жителей. От запасных солдат, штабных горнистов, канониров, бомбардиров, до унтерофицеров 157 пехотного Имеретинского полка, принимавшего участие (как и князь А.С. Вяземский в звании генерал-майора ) в Турецкой войне . Там проходил торговый тракт, соединяющийся с Притыкинским трактом. В селе Губин Угол была начальная школа, ремесленное училище, богадельный дом, это всё из записей в метрических книгах села с 1896 год по 1917годы. (отсканированных кстати американскими мормонами и благодаря им доступным нам в электронном виде). Село - родовое гнездо целой плеяды богатых Петербуржских купцов, сколотивших богатство на торговле обувью. Они жертвовали крупные суммы денег и на училище, на школу и дом престарелых.
Даже приобрели для кимрской пожарной дружины такие модные в начале 20-го века блестящие золотом пожарные каски, брандспойты, подъемные лестницы и прочие пожарные атрибуты. Из артефактов , найденных там интересен серебряный крест "Virtuti Militari" 1831 года за покорение Польши. Такой же крест, но офицерский красуется на гусарском мундире владельца имения Дубна - князя А.С. Вяземского за Польскую кампанию 1831 года. ( вероятно в звании ротмистра или подполковника , поскольку только в 1844 году он получит звание полковника) Возможно эти бравые вояки даже были знакомы. Местные жители бережно хранят эти артефакты. Этого вы не найдете в городских музеях - это есть только у местных, кто чтит свою историю и кому она дорога.
Изображение

Изображение

Изображение

У лимиты нет истории.
Если переименование селения Поповка в Калинино еще как-то можно объяснить, то селение Окулово, обозначенное на старых картах и в Губин-Угольских метрических книгах, селение, которое отправило сотни солдат на военные кампании Русской армии вдруг по прихоти какой-то лимиты переименовано в Акулово.
Надо отметить тот факт, что бой бездумным переименованиям все же был дан.
После многочисленных обращений кимрских жителей улице Розы Люксемберг возвращено её историческое название - улица Троицкая. Идет борьба за возвращение исторических названий улицам:
ул. Володарского вернуть название ул. Большая
ул. Урицкого вернуть название ул. Ильинская
ул. Вагжанова вернуть название ул. Преображенская.
(В.И. Коркунов "Чтобы не прерывалась связь времен" Издательство "Перо" , Москва, 2016год.)
Жителям Губина Угла стоит задуматься о том , чтоб вернуть свои исторические названия.
И еще одно интересное примечание- работая с метрическими книгами можно заметить, что топонимы несколько веков назад упоминаются не совсем так, как сегодня.
Например пишется не Кимрская волость, а Кимерская, что по-моему правильно, поскольку название городу дал гидроним - речка Кимерка .
Что удивительно - Пекуново пишется не иначе как Пикуново ( от пики). (невольно вспоминается найденная недавно там на берегу Волги старинная пика. Фото её было на форуме)


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 17 апр 2019, 12:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 18:25
Сообщения: 568
Пол: Мужской
Могу предположить, что в районе современного Ратмино церковь появилась гораздо раньше его первого упоминания в печатных источниках. Должна же была быть в той исчезнувшей древнерусской Дубне церковь? В своё время Крымов нашел не берегу Волги что-то типа закладного камня, на котором были выбиты три креста. Картинку публиковали в местной прессе. Куда сейчас этот камень делся - я не знаю. Впрочем, и Губинская церковь тоже может быть старше первого печатного упоминания.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 19 апр 2019, 13:27 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Leonid4 писал(а):
Могу предположить, что в районе современного Ратмино церковь появилась гораздо раньше его первого упоминания в печатных источниках. Должна же была быть в той исчезнувшей древнерусской Дубне церковь? В своё время Крымов нашел не берегу Волги что-то типа закладного камня, на котором были выбиты три креста. Картинку публиковали в местной прессе. Куда сейчас этот камень делся - я не знаю. Впрочем, и Губинская церковь тоже может быть старше первого печатного упоминания.


Можно предположить, что Церковь там появилась, с момента христианизации Руси, а до этого безусловно были аналогичные культовые учреждения у славян кривичей, населявших эти места.
Вообще всю ситуацию 1134 года ( времени первого летописного упоминания Дубны) лучше смоделировать на компьютере на местности .
Так много понятнее и компьютер, используя свой машинный интеллект обязательно что-то подскажет.
Результат естественно зависит от исходных данных, заложенных в программу моделирования.
Данные эти величина переменная они множатся и меняются. Во времена историка А.В. Успенской, проводившей раскопки в Ратмино в 1963-1965 годах были одни данные. Но не было упоминания о Дубенской пристани, игравшей ключевую роль в развитии всей близлежащей местности.
Почему-то не была включена ( а возможно не вписывалась в предполагаемую картину того времени рукотворная 10-метровой высоты насыпь на берегу Волги со стороны Пекунова ( или Пикунова, как записано в старинных метрических книгах) насыпанная вручную в 5 веке. Место древней Дубенской пристани. Что насыпь датируется именно 5 веком - исходит из исследований историка О.Н. Бадера, проводившего там раскопки в 1932 году . ( раскопки были приурочены к изучению местности в связи со строительством канала Москва-Волга.)
Там же, в районе древней Дубенской пристани найдены и курганы., разрытые еще во времена помещика Мамонтова, когда быть археологом было модно.
Факт погребения на горизонте с последующей насыпкой могильного холма, а не в грунтовых ямах, как того требовала христианская религия, позволил предположить, что курганы относятся ко времени, когда население еще не полностью освоило христианские обряды.
Жили здесь славяне-кривичи.
Не удивительно. что самые древние артефакты ( дирхемы, подвески и пр.) найдены - именно на левом берегу, социально и инфраструктурно более востребованном. И если говорить о появлении христианских церквей - то на левом берегу , а именно в Губин Угле они появились несомненно раньше всех в округе.

То, что Сейчас, когда исходных данных стало больше, все равно до полной картины еще далеко.
Объединить данные в одну визуальную картину - вещь увлекательная.

Итак 1134 год. По волге идут вереницы барок , нагруженных хлебом. Именно "идут" - потому, что подниматься вверх по Волге через пороги, камни и перекаты можно только на конной тяге и манипулируя на носу барки и по бортам шестами, чтоб не напороться на гигантский камень, что торчал в центре фарватера Волги в районе сегодняшнего мухина-моста. ( сразу же от камня начинался перекат "пороги", так что лоцману в районе сегодняшней Дубны было не до отдыха).
Идут по левому берегу, потому как у Иванькова, в районе ручья Глиняк река делала резкий поворот вправо.
Идут меняя лошадей весь день. На ночь-остановка и ночлег. Ночью не видно торчащих из воды камней.
Торговля - двигатель прогресса.
Новгородцы в 9 веке вошли в торговый ганзейский союз купцов - центр международной торговли.
Господин Великий Новгород-столица вечевого самоуправления. Здесь находился постоянный контингент скандинавов - воинов и купцов, которые , способствовали процветанию города как центра международной торговли.
В Новгороде появились иностранные дворы: Готский и Немецкий.
Работников мыта (многочисленных таможен по берегам рек) они стали называть на свой немецкий манер "ратманами".
Ростово-Суздальским купцам завидна и обидна эта роскошь Новгородская. Решили они тоже жить хорошо. Подняли цену на хлебушек.

Дальше Ждан гора. Битва у Жданой горы была бесполезна для новгородцев, однако повлияла на поступки Юрия Долгорукого. Сражение было одной из причин к тому, чтобы укреплять западные и юго-западные границы княжеского удела.

Изображение

Изображение

Фото 1903 года фотографа Дмитриева для альбома " Волга от истоков до Каспия альбом фото". Так было и тысячу лет назад. Барки с конными экипажами шли по Волге одна за другой. Мачта высотой 30 метров, к верхушке которой привязан бечевой канат за который тянут барку лошади. Если одна барка встала у пристани то разойтись баркам можно только при условии, если бечевой канат одной барки не зацепится за канат другой. Для этого лошади барки должны взобраться выше мачты вставшего судна. Вот для этого и нужна, просто необходима насыпь на пристани. И эта насыпь была насыпана вручную в 5 веке. Уже тогда Дубенская пристань не могла без этого обойтись.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 14:08 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Московская кругосветка (также «Речное Золотое кольцо») — речной круиз по маршруту Москва-Нижний Новгород-Москва обозначил свое путешествие красивой картой - схемой путешествия, в которую вошли и наши места.
Как же приятно было увидеть на карте настоящее ( не исковерканное лимитой) название реки, давшей имя древнему городу. Город разделен рекой Волгой на две части, отчего название города звучит во множественном числе - Кимры. Во множественном числе есть еще один город - Город Гагры аналогично Кимрам разделенный рекой Цихервой на две части.
В нашем случае древнее название речки Кимерка было исковеркано лимитой на банальное "Кимрка."
Кимера с древнеславянского переводится как "медвежий угол". Кимерка - медвежья речка. И Река Медведица, открыто называющая тотем, которому поклонялись - соседка Кимерки.
Изображение
Создавать карты речного путешествия - давняя вековая традиция. Вспомнить хотя бы карты пароходного общества "Самолет" конца 19 века.
Карты, которые донесли до нас историю наших мест с подлинными, неисковерканными топонимами. В то время эти карты были дополнены поверстным описанием реки и примечательных для путешественников того времени мест, мимо которых они проплывали или проходили. Даже сейчас эти описания наших мест прошлого века хранят много нежданных сюрпризов из прошлого. Река Волга у Дубны давно избавилась от порогов и перекатов с таинственным и пугающим путешественников прошлого названием "Качули". Место это, где многотонные 60-метровые корабли-барки, и 30-метровые полубарки) груженые товаром бросало на камни как пушинки, метая как на качелях туда-обратно по фаватеру и норовя расщепить борта о массивные острые камни-глыбы, торчащие из воды. Место это могли пройти без ущерба для кораблей только опытные лоцманы. Место это обозначено на всех старых лоциях и поверстных описаниях. Реку Волгу в этом месте сейчас не только расчислили от камней и перекатов, но и наполнили водой Угличского водохранилища, но створный судоходный знак сохранил свое древнее название "Качули" !
Изображение
( патриархальное название сегодняшнего понятного слова "Качели").
Несомненно "качули" - ровестник древней Дубенской пристани, что была на левом берегу с 5 века нашей эры. Пристань эта открыта археологом Бадером в 30-х годах прошлого века при обследовании мест, через которые будет проложен канал Москва-Волга. То, что это пристань он как это ни парадоксально так и не определил. (не было у него на тот момент всей информации, достаточной для подобного вывода).
Находка эта несомненно дает ключ ко времени образования древней Дубны. Место это отмечено 10-ти метровой насыпью, специально насыпанной, чтоб дать возможность кораблям-баркам того времени расходиться на пристани друг с другом, не опуская "дерево" ( 30-метровую мачту, за которую барки поднимали вверх по Волге на конной тяге).
Насколько они древние, эти "Качули", можно только предполагать, но думается, что древнее , чем Дубенская пристань. Топоним этот словно алмаз в драгоценной исторической короне города. Самый древний и загадочный. Его надо беречь. Хотелось бы, чтоб юные жители знали свою древнюю историю.
Думается, что находка эта будет интересна для истинных любителей истории. ( ведь и Троя была открыта отнюдь не историком, а любителем Шлиманом).
В этом свете легендарная фраза из летописи " Воротишася на Дубне.." и извечный вопрос "У города Дубна или на реке Дубне?" приобретает новое звучание. Древняя Дубна того времени - это крупный логистический узел, включающий в себя и Дубенскую пристань на Волге и малую Дубенскую пристань у селения (таможни) Ратмана на реке Дубне и Притыкинский тракт (в древности только зимой, взамен замерзшей реки Дубны )
Если кто забыл как пишется деревня Ратмана - привожу фрагмент с купчей.
Изображение
Думается, что "Воротишася" и на реке и одновременно у города, поскольку в то время не было различия..


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 13 ноя 2019, 17:57 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 18:25
Сообщения: 568
Пол: Мужской
"А возле устья Северной Канавы стоял загадочного происхождения большой железный крест. Это место так и называется - Крест"

https://wwwinfo.jinr.ru/~bljv/topos.html


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2019, 12:01 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Leonid4 писал(а):
"А возле устья Северной Канавы стоял загадочного происхождения большой железный крест. Это место так и называется - Крест"



Крест, если где и должен был стоять , то только в этом месте, как в самой экстремальной точке древней Дубны. Древний город , а масштаб прихода (церковного района населения) был много больше современных границ города. В него входило поселение Пекуново (или Пикуново, как упорно писалось в церковных книгах), Притыкино ( хозяин его Демидов даже оплатил колокола Ратминского храма), Прислон с семейством Роберов, Иваньково. Что опять же говорит о том, что древняя Дубна это не город - это логистический узел с культурным центром в селе Городище. И даже если в наводнение ( раз в 50 лет) от села Городище останется незатопленной только церковь - это не беда . Весь приход цел - и на сухом месте. Крест же знаменовал для путешественника начало прохождения ответственного , почти смертельного трюка - порогов "Качули", с острыми , торчащими из воды гигантскими камнями на фарватере. Сдается мне , что к появлению этих камней в реке приложили руку крестьяне- хитрованы с Выселок Иванькова. Селение это было, чтоб не искать по карте, на правом берегу в районе ДК "Мир", там где позже стоял лесопильный завод помещика Любомилова Иван Петровича и где сейчас стоит Молодежная поляна. Ситуация такая была не только здесь у нас на Волге, но на других реках, где один берег поставлял лоцманов, а труд их был очень хорошо оплачиваем. А чем крестьяне другого берега хуже? им что, сидеть без денег? Выход найден - каменюка на фарватер и спасать кораблекрушение за небольшое вознаграждение.
Теперь к месту, где стоял крест. Для начала освежим информацию по карте реки Волги. перекаты ( обозначены в реке треугольниками) их три. Начинаются они от Подберезья и идут косяком до самого Дубенского Городища.
Изображение
На Плане дачи деревни Подберезъе, составленной Корпусом Межевщиков в 1867 году. ( очень точная и дотошная карта, которой хочется верить. Одно слово - межевая. Это как Закон!) сегодняшняя Северная канава - ничто иное, как речка Неглинка, указанная на карте! Канальская копанина с Северной канавой 30-х годов здесь ни при чём. Она всего лишь врезалась в Неглинку, не изменив её место на этой карте. А вот старица Неглинки - это отдельная песня. (Старица реки – это бывшая часть ее русла, которая со временем превратилась в отдельный бессточный водоем) На карте видно , как пытались её поделить карандашиком ( уж и так почирикано и этак , видимо пытались прирезать этот кусочек землицы к Пекунову. Сдается мне , что чирикал карту не иначе как сам помещик Иван Николаевич Мамонтов, владелец Пекуновской Экономии - образцового Российского хозяйства. Земля же эта деревни Подберезья и у неё был свой приход в селе Крева.
Изображение
Карта Менде 1850 года менее подробная - она ничтоже сумняшеся просто отрезала эту старицу и не стала показывать. Речка Неглинка обозвана банальным Безымянным ручьем. Ну так к Менде и доверия меньше.
Изображение
Современная аэросъемка показывает маленький кусочек старицы, превратившейся в продолговатое болотце.
Изображение
Ну да, настоящая история - только здесь. В далеком 1996 году мормоны из Солт-Лейк-Сити штата Юта (США) в качестве гуманитарной помощи начали микрофильмировать генеалогические документы в российских архивах. Мормоны все документы переснимали на микропленку, один экземпляр оставляли в архиве, второй забирали себе.
Благодаря их труду, их широкой цифровой популяризации нашей истории мы знаем больше о нашем крае. О селе Городище на Дубенском устье, о Губине угле, о Корчеве и Креве. О том как строились тялки на Дубенской пристани . Наша история хоть кому-то интересна.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2019, 14:23 
Не в сети

Зарегистрирован: 10 мар 2014, 18:25
Сообщения: 568
Пол: Мужской
Интересно, что ручей на правом берегу Волги, впадавший в неё в районе Сталина, назывался, если не ошибаюсь, Глинник. А речка на левом берегу - Неглинная.

Ещё не могу разобраться в таком моменте. Село Губин Угол достаточно древнее. Однако на карте оно обозначено, как Новое Губин Угол тож. То есть, другими словами - село Новое, также имеющее второе название Губин Угол. Получается, с одной стороны, что название говорит о молодости населённого пункта, а с другой, что где-то должно находится село "Старое"?


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2019, 16:53 
Не в сети

Зарегистрирован: 17 фев 2014, 13:04
Сообщения: 110
Пол: Мужской
Из разговора коренных жителей:
- Польцо, что за Глинским ручьем, там Ленин теперь стоит...
У Археолога Бадера ручей этот называется " Глинник". На карте 1787 года он тоже называется "Глинник".
На самой древней карте 1787 года. Есть речка Неглинка, что удивительно путь её пролегает по заросшей сегодня старице.
Изображение
Есть речка " Ситмичь", такое же название указано и в летописи.
Есть село "Новое, Губин Угол тож", но что любопытно, в метрических книгах , что скопировали для нас американские мормоны - указывается :
- "село Губин Угол" - без каких -либо добавлений.
Видимо к селу добавился по сегодняшним представлениям новый микрорайон, который вначале именовали "Новое", но потом он влился в привычное название "Губин Угол".
Деревня Подберезья стоит на берегу Волги напротив сегодняшней Молодежной поляны. В то время водный путь был намного оживленнее , чем Тракт "Корчева-Калязин"
Ну и деревня Иваньково стоит в устье Черной Речки. Кстати на карте 1850 года она стоит тоже у устья Черной Речки, но намного сместившись в направлении к Глинскому ручью.
Карты как и жизнь меняются и нам интересно их отслеживать. Когда информации много -работать интереснее. Многого мы пока не знаем из-за того, что некому спонсировать поиск информации. Вот американским мормонам интересна наша история и они выделяют (выделяли) деньги на её цифровизацию. Мы же не можем оцифровать План колхоза "Большевик" 1951 года с выделенным на этом плане месте маленького городка будущего - города науки Дубна. Нет спонсора. Для пенсионного же бюджета - это немыслимые траты.


Вернуться к началу
 Профиль  
 
СообщениеДобавлено: 15 ноя 2019, 18:45 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 03 апр 2014, 19:45
Сообщения: 27095
Пол: Женский
Спасибо большое всем кто пишет в этой теме.Очень интересно! Читаю с удовольствием!

_________________
Так уж устроена жизнь, что иногда, чтобы что-то построить, приходится что-то разрушить...


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 115 ]  На страницу Пред.  1, 2, 3, 4, 5

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
cron
Создано на основе phpBB® Forum Software © phpBB Group
Русская поддержка phpBB
[ Time : 0.565s | 17 Queries | GZIP : Off ]


Яндекс.Метрика
Рейтинг@Mail.ru